Инфраструктурное восстановление с коррупционным привкусом

08 августа 09:12Фокус

Инфраструктурное восстановление с коррупционным привкусом

По данным соцопроса КМИС, 89% украинцев назвали коррупцию самой серьезной проблемой после начала полномасштабной войны. Так же считает и Вашингтон. США открыли горячую линию для сообщений о коррупции в Украине, предлагая сообщать о таких случаях Генеральному инспектору США. С целью реагирования на коррупцию Госдепартамент США даже планирует увеличить штат посольства в Украине.

Сегодня имеем два главных потока государственных закупок: оружие и инфраструктурное восстановление и строительство.

И если в случае с закупками от МО, к счастью, скандалы по выделению средств преимущественно касаются интендантских дел (знаменитые "яйца по 17 грн"), а вот в остальном нам помогают страны-партнеры и именно они следят за распределением ресурсов, то в строительстве все гораздо "веселее".

Прежде всего потому, что якобы все прозрачно и легально, но немалые средства выделяются на все, что угодно и это "что угодно", в значительной степени, вообще никак не связано с финансированием приоритетных и важных во время войны задач инфраструктурной отрасли. А иногда деньги вообще "испаряются" странным образом на ремонты объектов, расположенных на временно оккупированных российскими войсками украинских территориях!

Стоит вспомнить самые громкие примеры, некоторые из которых удалось "заморозить" из-за огласки в СМИ и социальных сетях:

  • Аэропорт Борисполь (который напрямую подчиняется Мининфраструктуры) заказал услуги уборки на 52 млн грн. Которые известно, аэропорт не работает. Из-за огласки в СМИ пока тендер пока убран;
  • Строительство пешеходного перехода на трассе Одесса-Рени, неподалеку от разбитых российскими ракетами элеваторов с зерном — ожидаемая сумма 51 млн грн. Да, не восстановление элеваторов, а именно новый пешеходный переход возле них;
  • Перекладка брусчатки на одной из центральных улиц Киева и ремонт автомобильных развязок вокруг столицы;
  • Реконструкция стадиона в Житомире за 70 млн грн;
  • Почти 1 млрд грн на ремонт 2 км дороги в Кривом Роге и тому подобное.

Подобной ситуация способствует несколько факторов. Прежде всего это отсутствие законодательного урегулирования расходов средств во время войны (и не только). В частности Закона Украины "О предмете государственных закупок", который должен определять что именно, какого качества, для какой потребности и исходя из каких соображений обеспечения выполнения функций госучреждений должен составляться заказ на товар/услугу. Да, закон не панацея, но если его нет, то чиновники могут заказывать все, что предусмотрено их полномочиями. Так, почти две трети (63%) контрактов завершенных закупок, которые видны на Prozorro, были подписаны без тендеров. В 2023 году на ремонт дорог должно пойти почти 60 млрд грн. Чтобы профинансировать эти расходы, был восстановлен акциз на топливо. Кроме того, Президент Зеленский намекнул громадам о необходимости отложить текущие местные ремонты, но... С расходами средств чудеса происходят регулярно.

Вторым фактором является существенная трансформация на рынке строительства инфраструктурных объектов. Так, до полномасштабной войны рынок дорожного строительства был фактически поделен между многими компаниями. Однако сейчас, по данным СМИ, одна компания, которая по результатам 2021 года занимала лишь четвертое место по объемам работ, значительно уступая лидерам в объемах работ, уже в первый год вторжения внезапно стала первым номером на рынке, а в 2023 году сохраняет и наращивает лидерство.

Очевидно, подобной ситуации способствовало принятие двух правительственных решений. Постановление №1178 от 12 октября 2022 года разрешило безтендерные процедуры и непубличность контрактных условий, а постановление №593 от 13 июня 2023 года создало в восьми министерствах и двенадцати облгосадминистрациях должности заместителей по вопросам восстановления, которые централизовали в своих реках ресурс на восстановление (который сейчас преимущественно получается от западных доноров). Отвечает за их назначение — вице-премьер по этому самому восстановлению Александр Кубраков, под надзором которого находятся Мининфраструктуры и Минрегион, которые в декабре 2022 года Правительство объединило в одну структуру. Кстати, НАБУ и НАПК тогда прямо и публично подчеркнули коррупционную опасность такого положения дел.

Довольно сложная история с достройкой съездов Дарницкого моста в Киеве. Тогда мост стал предметом личной перегонки между Кубраковым, который заявил, что может достроить Подольский мост за сезон, и мэром Киева Кличко, который предложил сначала разобраться с Дарницким мостом. В декабре 2021 года "Укрзализныця" провела тендер на завершение строительства. Торги тогда выиграла именно компания Автострада, предложив 1,152 млрд грн. Стратегичность достройки съездов с моста довольно сомнительна. А сколько именно миллиардов уплачено в итоге за эти съезды, пока неизвестно.

Но наиболее дикими и неадекватными являются примеры выделения бюджетных средств на "восстановление" на временно оккупированных территориях. В прифронтовой Донецкой области служба автомобильных дорог перечислила фирме "Юниотрансбилдинг" почти 40 млн грн на содержание дорог, а фирма зарегистрирована в городке, который находился в зоне боевых действий. Служба автомобильных дорог в Луганской области перечислила чуть более 10 млн грн харьковскому облавтодору, внимание, по контракту 2021 года. Какие работы проводил этот автодор в оккупированной области — огромная загадка. Не меньшая тайна — платеж 108,45 млн грн Службы автомобильных дорог в на 60% оккупированной Запорожской области ООО "Онур Конструкцион Интернешнл" по контракту 2020 года. В перечне дорог, которые должен содержать турецкий "Онур", есть участки, по которым теперь ездят оккупанты и коллаборационисты Запорожской области. По информации"Главкома" не менее интересные примеры "финансирования восстановления" есть и в других областях, в частности в Херсонской и Днепропетровской.

В общем, дело выглядит так, что именно масштабное строительство и ремонт дорог, которые осуществляются по закрытым контрактам с начала полномасштабной агрессии, могло спровоцировать громкие и скандальные расходы центральных и местных органов власти. Поэтому беспокойство наших заокеанских партнеров по коррупции в инфраструктурном строительстве понятно. Ведь инфраструктурное восстановление Украины уже оценено в более чем 400 млрд долларов, и без иностранного финансирования для Украины эта цифра не подъемная.

John Dou